Рекомендации обучающимся

Ре­комен­да­ции обучающимся по пси­холо­гичес­кой под­го­тов­ке и сдаче ГИА.

Под­го­тов­ка к эк­за­мену:

  • Сна­чала под­го­товь мес­то для за­нятий: убе­ри со сто­ла лиш­ние ве­щи, удоб­но рас­по­ложи нуж­ные учеб­ни­ки, по­собия, тет­ра­ди, бу­магу, ка­ран­да­ши и т.п.;
  • Мож­но ввес­ти в ин­терьер ком­на­ты жел­тый и фи­оле­товый цве­та, пос­коль­ку они по­выша­ют ин­теллек­ту­аль­ную ак­тивность. Для это­го бы­ва­ет дос­та­точ­но ка­кой-ли­бо кар­тинки в этих то­нах или эс­тампа;
  • Сос­тавь план за­нятий. Для на­чала оп­ре­дели: кто ты — «со­ва» или «жа­воро­нок», и в за­виси­мос­ти от это­го мак­си­маль­но ис­поль­зуй ут­ренние или ве­чер­ние ча­сы. Сос­тавляя план на каж­дый день под­го­тов­ки, не­об­хо­димо чет­ко оп­ре­делить, что имен­но се­год­ня бу­дет изу­чать­ся.
  • Нач­ни с са­мого труд­но­го, с то­го раз­де­ла, ко­торый зна­ешь ху­же все­го. Но ес­ли те­бе труд­но «рас­ка­чать­ся», мож­но на­чать с то­го ма­тери­ала, ко­торый те­бе боль­ше все­го ин­те­ресен и при­ятен. Воз­можно, пос­те­пен­но вой­дешь в ра­бочий ритм, и де­ло пой­дет;
  • Че­редуй за­нятия и от­дых, ска­жем, 40 ми­нут за­нятий, за­тем 10 ми­нут — пе­рерыв. Мож­но в это вре­мя по­мыть по­суду, по­лить цве­ты, сде­лать за­ряд­ку, при­нять душ;
  • Не на­до стре­мить­ся к то­му, что­бы про­читать и за­пом­нить на­изусть весь учеб­ник. По­лез­но струк­ту­риро­вать ма­тери­ал за счет сос­тавле­ния пла­нов, схем, при­чем же­латель­но на бу­маге. Пла­ны по­лез­ны и по­тому, что их лег­ко ис­поль­зо­вать при крат­ком пов­то­рении ма­тери­ала;
  • Го­товясь к эк­за­менам, ни­ког­да не ду­май о том, что не спра­вишь­ся с за­дани­ем, а нап­ро­тив, мыс­ленно ри­суй се­бе кар­ти­ну три­ум­фа;
  • Ос­тавь один день пе­ред эк­за­меном на то, что­бы вновь пов­то­рить все пла­ны от­ве­тов, еще раз ос­та­новить­ся на са­мых труд­ных воп­ро­сах.

На­кану­не эк­за­мена:

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования.

Во вре­мя эк­за­мена:

  • Сос­ре­доточь­ся! Пос­та­рай­ся на вре­мя за­быть про ок­ру­жа­ющих. Для те­бя долж­ны су­щест­во­вать толь­ко текст за­даний и ча­сы, рег­ла­мен­ти­ру­ющие вре­мя эк­за­мена. То­ропись не спе­ша! Жест­кие рам­ки вре­мени не долж­ны вли­ять на ка­чест­во тво­ей ра­боты;
  • Нач­ни с лег­ко­го! Нач­ни с ре­шения тех задач, в зна­нии ко­торых ты не сом­не­ва­ешь­ся, не ос­та­нав­ли­ва­ясь на тех, ко­торые мо­гут выз­вать дол­гие раз­думья. Тог­да ты ус­по­ко­ишь­ся, го­лова нач­нет ра­ботать бо­лее яс­но и чет­ко, и ты вой­дешь в ра­бочий ритм. Ты как бы ос­во­бодишь­ся от нер­вознос­ти, и вся твоя энер­гия по­том бу­дет нап­равле­на на бо­лее труд­ные воп­ро­сы;
  • Чи­тай воп­ро­сы и за­дания до кон­ца! Спеш­ка не долж­на при­водить к то­му, что ты ста­ра­ешь­ся по­нять ус­ло­вия за­дачи «по пер­вым сло­вам» и дост­ра­иваешь кон­цовку в собс­твен­ном во­об­ра­жении. Это вер­ный спо­соб со­вер­шить до­сад­ные ошиб­ки в са­мых лег­ких за­дачах;
  • Зап­ла­нируй два кру­га! Расс­чи­тай вре­мя так, что­бы за две тре­ти все­го от­ве­ден­но­го вре­мени прой­тись по лег­ким воп­ро­сам (за­дачам) («пер­вый круг»), а по­том спо­кой­но вер­нуть­ся и по­думать над труд­ны­ми, ко­торые те­бе вна­чале приш­лось про­пус­тить («вто­рой круг»);
  • Про­верь! Ос­тавь вре­мя для про­вер­ки сво­ей ра­боты, хо­тя бы, что­бы ус­петь про­бежать гла­зами и за­метить яв­ные ошиб­ки;
  • Уга­дывай! Ес­ли ты не уве­рен в вы­боре от­ве­та, но ин­ту­итив­но мо­жешь пред­по­честь ка­кой-то от­вет дру­гим, то ин­ту­иции сле­ду­ет до­верять! При этом вы­бирай та­кой ва­ри­ант, ко­торый, на твой взгляд, име­ет боль­шую ве­ро­ят­ность;
  • Не па­никуй! Са­мое глав­ное – ус­по­ко­ить­ся и сос­ре­дото­чить­ся, и тог­да ус­пех не зас­та­вит се­бя ждать

Простая техника по преодолению страха «Волшебная надпись».

Напишите на бумаге фразу, обозначающую суть вашего страха. Посмотрите, как вы ее написали: большими или маленькими буквами, вверх или вниз уходит строка? Какие чувства вызывает у вас запись на бумаге: подавленность, растерянность, страх?

Например, вы написали «Я боюсь экзамена» мелким нервозным почерком. А теперь перепишите эту фразу так: букву «Я» сделайте большой — на половину листа, а слова «боюсь экзамена» напишите маленькими буквами. Как изменились ваши чувства? Зачастую только изменение графического начертания слов меняет наше отношение к предмету страха. Ключевые слова проблемы нужно изобразить так, чтобы она перестала вызывать стрессовые эмоции. Измените смысл фразы. Например, если вы написали: «Я боюсь экзамена», то перепишите ее так: «Каждый экзамен для меня — праздник!»

Напишите фразу крупным почерком, разрисуйте буквы так, как это бывает в школьном букваре: украсьте их флажками, звездочками, цветами. Фраза должна выглядеть на бумаге веселой картинкой. Используйте цветные фломастеры: любимые цвета усиливают позитивный эффект.